Рынок формирует арендатора нового типа

По данным компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость», на сегодня порядка 5% в структуре спроса на офисные помещения приходится на арендаторов, представляющих компании так называемой  «креативной индустрии». 

В общем виде под понятие креативная индустрия попадают следующие сферы деятельности:  кино- и видео производство, музыка и продюсирование музыкальных проектов, галерейный и выставочный бизнес, создание компьютерного софта, архитектурные и дизайнерские бюро, реклама, маркетинговые коммуникации, fashion-индустрия, туризм и др.

По некоторым оценкам последние годы доля  креативного класса в структуре занятости постоянно растет, в Москве почти каждый третий работающий – представитель творческой профессии. В абсолютном значении эта цифра приближается к 2 млн человек.

  «Применительно к рынку офисной недвижимости, этот арендатор формирует совершенно новые требования к организации рабочего пространства, планировкам зданий, однородности  бизнес-окружения, расходам по статье арендные платежи и прочее. В то же время объем более-менее адекватного предложения составляет 3-4% в общей совокупности офисного сегмента»,  – говорит Елена Мишина, директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».

Место работы должно соответствовать стилю жизни, который ведут эти люди. Предполагать свободу и скорость перемещения человека и информации. А потому, предъявляют высокие требования к технологичности офиса.  Важен визуальный облик здания и его внутренних зон. Наличие публичных мест разного типа: общие переговорные зоны, кафе, арт-резиденции.

Все это требует определенной гибкости в политике  собственника БЦ, в частности, он должен быть готов предоставить арендаторам свободный график работы, в том числе и в ночное время, возможность создания независимых рабочих мест, возможность трансформировать пространство под решение определенных задач творческого коллектива. Часто творческие объединения создаются под конкретный проект, имеющий временные ограничения, а потому собственники помещений должны предлагать более короткие сроки договоров аренды.

Брокерская практика позволяет констатировать, что сложившийся уровень арендных ставок в Москве для представителей креативного класса оказывается неподъемным. Действительно, если даже не касаться премиальных БЦ,  средние, базовые ставки (не включая НДС и операционные расходы) на офисы класса «В» внутри Садового кольца находятся на уровне $600-650 за кв.м./год, за его пределами — $400 — 500 за кв.м./год. Род деятельности творческих коллективов зачастую предполагает наличие шоу-румов, салонов-продаж с окнами-витринами, т.е.  своеобразный микс офисной и торговой недвижимости, а потому арендные ставки могут быть еще выше,  приближаясь  к торговому сегменту.

 «Полагаю, что потенциал возникновения адекватного предложения можно искать в редевелопменте существующих промышленных зон. В частности, только на участках между третьим и четвертый транспортными кольцами может быть освобождено  порядка7 газемли, где уже сегодня до 90% предприятий не действует, и площади хаотично сдаются под офисы. В то же время, если срок окупаемости нового проекта составляет 10 лет, то офисный проект после редевелопмента может выходить на показатель 5 лет, а, следовательно,  предложить более низкие ставки своим будущим арендаторам», – считает Елена Мишина.

          Юлия АБАШИНА

Поделиться в соц. сетях

0
-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

регистрация доменов
домен RU - 99 руб
домен РФ - 99 руб
Дешевый хостинг
При копировании любых материалов с этого сайта активная ссылка на оригинал статьи обязательна.

Подпишись на обновления:
RSS Feedburner:

Новая Книга

Обложка
Новая книга уже появилась в продаже в интернет-магазине OZON.RU и других книжных магазинах Москвы и Питера.
Связаться с автором можно по e-mail: VNV52@mail.ru .

Книга

Риски покупателей квартир высоки
Данную книгу можно приобрести в интернет-магазине OZON.RU и других книжных магазинах Москвы и Питера. Можем выслать по почте в любой регион, но не менее упаковки = 20 шт. Цена договорная.
VNV52@mail.ru .

Книга

квартиры с червоториной
Как не стать жертвой мошенников?
На что обращать внимание при покупке квартиры?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге
"Квартиры с червоточиной".

Свежие комментарии